четверг, 13 июня 2013 г.

Обыкновенное чудо

Производство: СССР
Год: 1978
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Олег Янковский, Ирина Купченко, Евгений Леонов, Евгения Симонова, Александр Абдулов, Екатерина Васильева, Юрий Соломин, Андрей Миронов, Ерванд Арзуманян, Всеволод Ларионов, Валентина Воилкова, Владимир Долинский, Андрей Леонов
Моя оценка: 10 из 10


Сначала была волшебная сказка-пьеса Евгения Шварца. Затем в 1964 г. по ней была снят фильм Эраста Гарина – милая сказка с молодым Олегом Видовым в роли Медведя. Но, наверное, настоящую жизнь эта история получила только, когда за нее взялся Марк Захаров.
 Форма фильма – «сказка в сказке». Волшебник – бессмертный – любит обычную земную смертную женщину. Из любви к ней он придумывает эту сказку. И вся она будет разыграна у них на глазах, в в их волшебном доме.
Марк Захаров – режиссер театральный. И в лучших его фильмах происходит замечательный синтез театра и кино. Театральные приемы смело проникают на киноэкран, создавая совершенно особый мир. Здесь он подчеркнут необычными декорациями (художник Людмила Кусакова). Часы, корабль, зеркала и старинные рамы, нарисованные животные с человеческими глазами, таинственные знаки и исписанные листы – атрибуты волшебного дома. Здесь будет рождаться сказка.
Сюда прискачет на коне Медведь, подчиняясь неслышному зову Волшебника, сюда заедет Король со своей свитой. Здесь в первый раз появится Принцесса – не с Принцем, а именно с Волшебником. Он возьмет ее за руку и проведет по лабиринту сказки, предчувствуя всё, что случится с ней. Принцесса смотрит на своего создателя доверчивыми и испуганными глазами-вишнями, а он уже знает, что ее ждет...
Театральная условность видна и в переходах от одного места действия к другому – Волшебник разрезает холст, а за ним – засыпанная снегом гостиница Эмиля. Игра с цветом, светом – тенью (оператор Николай Немоляев), повторы фраз, внезапно замедляющие действие, и запоминающаяся яркая музыка (композитор Геннадий Гладков), задающая темп и ритм сюжету, – всё это черты авторского кинематографа Марка Захарова. 
  И еще одна черта – интереснейшие образы и выдающиеся актерские работы. Как и в этом фильме.
Олег Янковский – Волшебник. Снова, как многие герои актера, - «не как все». Для Волшебника жить «как все» – это самое страшное. И невозможное. И он чудит, и выдумывает сказки – всё из-за любви к своей жене. У Янковского в фильме замечательные монологи, но сколько же всего выражено не словами – взглядом, мимикой, жестами, нервными, резкими.
Ирина Купченко – жена Волшебника, Хозяйка. Роль вроде бы не просто второго – третьего плана. Играть, по сути, нечего. И все же актриса создает такой образ, что веришь: это Она, которую мог полюбить настоящий Волшебник.
Евгений Леонов – Король. Милый кругленький Леонов с голосом Винни-Пуха и вдруг – «Я страшный человек. Коварен, капризен, злопамятен». Да ну, не верим! А ведь на самом деле – вроде любящий отец, эгоистичный и простодушный «большой ребенок», шаловливый безобразник, но собственное благополучие для него важнее. И когда придворные попытаются сказать ему о болезни Принцессы, убежит от них со словами: «Я не слушаю вас! Не слушаю вас!»
Очень интересна свита Короля – слаженный стройный ансамбль, возглавляемый Екатериной Васильевой (Эмилия). Маска огрубевшей и «охамевшей» светской дамы, её защитная маска, вдруг исчезает, когда она встречает свою большую любовь – Эмиля (Юрий Соломин).
Андрей Миронов – Министр-администратор. Как он появляется-то на экране в первый раз! Не идет – ступает! Провел пальчиком по раме – пыль, эх вы, хозяева называется. Потом с видом мыслителя Сенеки ходит перед придворными, и на их жалкое нытье изрекает: «Будете мешать (произносится именно так - «мЕшать», без изменения безударного «е») – оставлю без обеда». Все мысли о фунтах. Ну еще – о женщинах («Мне ухаживать некогда...»). Циник до последней степени. Негодяй абсолютно беспросветный. И тем не менее – господи, как же обаятелен, как действительно «чертовски привлекателен»! А фразочки его! «Сейчас опять начнет казнить. Господи, а я так простужен». «Кто смеет обижать нашего рубаху-парня, нашего королька?»   
Прекрасен А.Абдулов в роли Медведя – порывистый, страстный, любящий и бегущий от своего чувства.
Евгения Симонова – Принцесса, которая не похожа на других принцесс. Это так и есть. Принцесса Симоновой – милая, искренняя, обаятельная, открытая, ранимая. Тем не менее по своим поступкам она смелее и решительнее своего избранника. Она переоденется в мужское платье и отправится в погоню за ним, струсившим и убежавшим. Она, узнав о страшной тайне Медведя, добровольно откажется от любимого, из страха не за себя – за него, чтобы он не потерял человеческий облик. Но отказавшись от него – она просто умирает... Жизнь уходит из нее. И только вернувшийся Медведь сможет вновь воскресить ее. И поцелуй - это их общее решение.  
 Сильнейшая сцена в фильме – разговор Волшебника и Медведя. Медведь не поцеловал Принцессу, рассказал ей всё, и она уехала. А он не удержал, не остановил... «Трус», – бросает ему Волшебник. Медведь поднимает пистолет, он готов убить своего создателя, потом приставляет дуло к своему виску. И тоже опускает руку. Смелости не хватает ни на то, чтобы жить, ни на то, чтобы умереть. И Волшебник спокойно, с презрением, смотрит на него. «Прощай. Больше я не буду тебе помогать. Ты мне неинтересен».
Волшебник понимает, что сочинил сказку с трагическим концом. Но пусть – и в трагических концах есть свое величие. Принцесса достойно встретит свою смерть. Жена Волшебника тоже когда-нибудь умрет. Волшебник похоронит ее и затоскует навеки. Но ничего, ведь и в трагических концовках есть...
И тут сказка неожиданно выходит из-под власти написавшего её Волшебника. Герои начинают приходить к нему без разрешения, делиться горестями и радостями, мало того – даже не соглашаться и спорить с ним. И осознавший всё Медведь преодолеет все преграды, поставленные сказочником, и придет к своей Принцессе. Они не знают про «величие трагических концов». Они просто любят. И Любовь совершает обыкновенное чудо.
И глядя на чудо, сотворенное любовью, изменится и Волшебник. «Глупый я человек», – признает он. Глупый, потому что сам создавал чудеса, а в чудеса, получается, не верил. Сам любил – а в силу любви не верил. А верить – необходимо.
«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец! Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны!» 








2 комментария:

  1. благодоря этому фильму изменилась вся моя жизнь

    ОтветитьУдалить
  2. спосибо обсолютна всем кто принел участие в этом фильме

    ОтветитьУдалить