суббота, 29 июня 2013 г.

Москва слезам не верит

Производство: СССР
Год: 1979
Режиссер: Владимир Меньшов
В ролях: Вера Алентова, Ирина Муравьева, Раиса Рязанова, Алексей Баталов, Наталья Вавилова, Борис Сморчков, Юрий Васильев, Александр Фатюшин, Евгения Ханаева, Олег Табаков, Зоя Федорова, Владимир Басов, Лия Ахеджакова, Геннадий Ялович, Муза Крепкогорская, камео - Иннокентий Смоктуновский, Георгий Юматов, Татьяна Конюхова, Леонид Харитонов
Моя оценка: 10 из 10
 


Москва, конец 1950-х. Модная песня «Джамайка» в исполнении Робертино Лоретти и молодой Вознесенский, читающий свои стихи у памятника Маяковскому, толпа у Дома Кино, в которой потерялся начинающий Иннокентий Смоктуновский, а самая «звездная звезда» – Леонид Харитонов, и «Голубой огонек» с Рудаковым и Нечаевым...
Три девушки в это время начинают свой путь в Москве, начинают свой «роман» с ней. Москвой здесь все испытываются и все проверяются.

Людмила (Ирина Муравьева) стихов не понимает, она вообще больше не о романтике и поэзии думает, а о насущном («Не учите меня жить, лучше помогите материально»). Москва – это большая лотерея, вот ее убеждение. Здесь можно (и нужно!) выиграть всё сразу. Всё сразу, а не частями! Главное, вытащить этот счастливый билетик. И она красится, мажется, наряжается, выискивает тысячу способов понравиться Москве. Но... она слишком старается, слишком играет в москвичку. И в конце концов проигрывает. По сути, она так и осталась «лимитчицей» с вечным ожиданием чуда, подарка от матушки-Москвы.
Катя (Вера Алентова) – старательная и трудолюбивая, как божья коровка. Исключительно трудом и своими способностями строит свою жизнь и карьеру. Она хоть и плачет по ночам, но Москва этим слезам верит. И она Москве не чужая.
Тося (Раиса Рязанова) – вот ей от Москвы вообще ничего не надо. Если бы Коля позвал ее, допустим, на Дальний Восток, она бы поехала за ним, не задумавшись. Ей муж нужен, дом, дети, а в Москве они, не в Москве – какая разница.
Результат романа с Москвой мы видим 20 лет спустя. У кого-то все осталось по-прежнему: та же работа, муж, дети (Тося). У кого-то карьера пошла вверх (Катя). А у кого-то – всё вниз (Люда).
Так как главные героини – женщины, важнейшей темой становится поиск Настоящего Мужчины.
Для Тоси – это Николай (Борис Сморчков), пусть не красавец, не интеллектуал, не богатый, зато один и на всю жизнь.
Для Людмилы главное – статус. Потому и подбирает она женихов именно «статусных», чтобы содержать мог женщину и в свет вывести. Из всех она выбирает, как ей кажется, очень перспективного –  знаменитый хоккеист Сергей Гурин (Александр Фатюшин), молодой, красивый, богатый, за границей часто бывает... Но ее мужчина очень быстро упадет с вершины. И уже нет ни заграницы, ни модных тряпок, ни высшего света, а только опустившийся алкоголик рядом. Людмила не из тех «декабристок», которые останутся со своим супругом, что бы ни случилось. Она уходит. И остается одна – оптимисткой, но увы – одинокой.
Для Кати романтическим героем и первой любовью становится импозантный красавец Рудольф (Юрий Васильев). Красавец и его горгона-мамаша (Евгения Ханаева), конечно, не рассчитывали на невесту лимитчицу и простую рабочую. Поэтому как только правда открылась, маменькин сынок тут же смылся, бросив Катю с ребенком.
Катя больше не верит в «принцев». Ее второй мужчина, которого нам показывают, – Володя (Олег Табаков), женатый и трусливый. Нет, внешне вполне ничего себе и вроде бы даже сильный, способный на поступок, но какой же он жалкий, когда вдруг его свидание с Катей прерывает звонок в дверь... Как смотрит на него Катя-Алентова в машине! С таким тихим счастьем – он рядом, он по-хозяйски ведет ее машину и командует ей поменять кардан, и можно наконец побыть просто слабой... И как меняются, гаснут ее глаза, когда она смотрит, как мечется ее перепуганный герой-любовник по квартире. Вернее даже, старается не смотреть, так ей стыдно за него и больно за себя...
А потом в ее жизни нежданно-негаданно появится Гоша (Алексей Баталов). Почему этот образ принято называть чуть ли не эталоном «Настоящего Мужчины»? Вроде бы внешность ничуть не героическая, и не красавец уж такой... Слесарь обычный. Но обо всем говорят его поступки. Он провожает ее, берет такси. На обратный путь денег уже не хватает. «Пешком дойду». Рисуется перед понравившейся женщиной? Но многие ли мужчины смогут так сказать?
Гоша не совершает ничего особо героического – ну разве что дочкиного ухажера от хулиганов отбил. А все остальное – так, бытовые мелочи, ничего романтического. Она устала – он сам приготовил ужин. Пообещал свозить на пикник – свозил. А там ничего делать не дал, усадил, пледом укрыл – отдыхай. И вот эти мелочи и оказываются самым главным. Потому что означают, что у мужчины есть редкое качество – заботливость. Да, это качество действительно редкое. Можно ведь всё выполнять, но по просьбе женщины: принеси, приготовь, отвези, проведи. Но когда и просить даже не надо ничего – он без всяких просьб твоих понимает, что тебе нужно, и окружает тебя этой ежеминутной тёплой заботой. Вот тогда, наверное, женщина действительно чувствует себя счастливой.
Мне кажется, во время пикника Катя уже почувствовала себя так спокойно и счастливо. Между ними еще ничего нет. Но когда Гоша говорит, что в семье должен больше зарабатывать муж (видимо, исходя из горького опыта с первой женой), Катя молчит и не признается, где работает. Почему? Получается, она уже боится его потерять?
С сильным мужчиной сильной женщине ужиться трудно. И Катерина не всегда чувствует, что «перегибает палку». Узнав о драке с хулиганами, будет неприятным, режущим слух, начальническим тоном читать Гоше нотацию. И только услышав его резкую отповедь, испугавшись, попросит прощения.
Катя так и не поняла, что для Гоши страшнее всего – ложь. И какая! Она не призналась ему, что директор (он узнал это от чужого человека), подумала, что для него должности важнее любви и что он бросит ее из-за этого. Она подумала, что он на это способен, вот такой он низкий и глупый человек! Вот в чем обида Гоши, и почему он уходит от Кати. Правда, всего на восемь дней (тут отдельно можно поблагодарить «дипломата» Колю).
Сцена возвращения сделана замечательно – на молчании. Во взгляде Кати, который долго-долго держит камера, – и просьба о прощении, и сознание своей вины, и счастье: наконец вернулся!, и мольба: больше не уходи! А в ответ ей раскаявшийся, и прощающий, и любящий взгляд Гоши.
Скажете: мог бы и не уходить, не мучить так любимую женщину? Но если бы «проглотил» и остался – это был бы уже не Гоша. И она бы не любила такого Гошу.

***
Когда фильм В. Меньшова вышел на экраны, он сразу стал рекордсменом проката: его посмотрело около 85 млн человек. Актрисы, сыгравшие трех героинь, Вера Алентова, Ирина Муравьева, Раиса Рязанова, – тут же стали безумно популярны. Ушли в народ фразочки из фильма: «Хэллоу! Общежитие слушает!», «Мажешь лицо вечером – утром такое ощущение – ну просто девочка встала!», «Это не живот, это комок нервов», «В сорок лет жизнь только начинается», «Предлагаю дружить домами! – Встречное предложение: дружить семьями». Популярными сразу стали (и остаются до сих пор) песни из фильма «Александра», «Что происходит на свете» (музыка известного барда Сергея Никитина).
Но еще более удивительное событие случилось через год после создания фильма. Наша советская мелодрама, реалии которой, вроде бы, должны быть понятны только нам, получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»! Вечные ценности, о которых снят фильм – любовь, дружба, доброта – они во все времена и на всех языках остаются вечными ценностями.
Фильм проверен временем и по-прежнему остается интересным для зрителей. Единственное, чего категорически не хочется, – продолжений, ремейков и тому подобного ужаса. Как бы хотелось, чтобы этот фильм избежал участи многих «кассовых» советских лент. Очень хочется надеяться...

  
       

Комментариев нет:

Отправить комментарий