воскресенье, 10 января 2016 г.

Ночной дозор. Дневной дозор

Ночной дозор


Производство: Россия
Год: 2004
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Валерий Золотухин, Мария Порошина, Галина Тюнина, Гоша Куценко, Алексей Чадов, Жанна Фриске, Илья Лагутенко, Виктор Вержбицкий, Римма Маркова, Мария Миронова, Алексей Маклаков, Александр Самойленко, Дима Мартынов, Анна Слю, Анна Дубровская, Игорь Савочкин, Георгий Дронов, Николай Олялин, Константин Мурзенко
Моя оценка: 7 из 10



Дневной дозор


Производство: Россия
Год: 2005
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Валерий Золотухин, Мария Порошина, Галина Тюнина, Гоша Куценко, Алексей Чадов, Жанна Фриске, Виктор Вержбицкий, Римма Маркова, Мария Миронова, Алексей Маклаков, Александр Самойленко, Дима Мартынов, Нурмухан Ихтымбаев, Ирина Яковлева, Георгий Дронов, Николай Олялин, Анна Слю, Игорь Лифанов, Анна Дубровская, Шухрат Иргашев, Алексей Огурцов, Валентин Букин, Валентина Березуцкая, Игорь Савочкин
Моя оценка: 7 из 10


«Ночной» и «Дневной дозор» сняты по знаменитым романам С. Лукьяненко. Правда, произведения Лукьяненко имеют весьма условное отношение к кинотворениям Бекмамбетова, экранизации совсем не дословные, а, скажем так, по отдаленным мотивам. Впрочем, я бы не стала говорить, что это плохо: перенести адекватно прозу Лукьяненко на экран не просто. А может, даже и не нужно.

Фильм получился другой («иной»), но вполне удачный. Первая часть вышла в 2004 году и стала одним из самых успешных коммерческих проектов отечественного кино (затрачено на производство около 4 млн долл, сборы превысили 33 млн). Вторая часть, выпущенная в следующем году с таким же бюджетом,  собрала уже более 38 млн.
Коммерческий успех проекта вполне объясним: крепко сбитый сценарий, где в нужных пропорциях сочетаются фантастика, экшн и лирические моменты, впечатляющие съемки и компьютерные эффекты, анимационные вставки, убедительные исторические ретроспекции и модный саундтрек. Ну и удачно выбранные исполнители. При этом актерам не нужно было выстраивать  сложные драматические характеры – они должны были являть собой чистые знаки (Герой, Главный «светлый», Главный «темный»), но кроме этого обязательно должны были иметь ироничный «второй план». Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Виктор Вержбицкий именно так своих героев и играют.
Очень интересна Галина Тюнина в роли Ольги – и в сцене превращения из совы в человека («Ночной дозор»), и в сценах, когда героиня поменялась телами с Антоном («Дневной дозор»). Именно благодаря актерскому мастерству Галины Тюниной в сцене любви Антона и Светланы, которая могла стать весьма двусмысленной, видишь не женщину, а именно Антона, его глаза, характер, его чувство.


Вполне вписались в модный фэнтэзи-фильм звезды советского кино Римма Маркова и Валерий Золотухин.


У Марковой эпизод небольшой, но очень запоминающийся, и ведьма из нее вышла очень колоритная и даже жутковатая. У Валерия Золотухина роль более сложная – слабого, унижаемого вампира, который идет на убийство и предательство ради своего сына.
Тренд кино 2000-х – приглашать в фильмы звезд шоу-бизнеса. Не все попытки привлечения известных персонажей удачны, но «Дозоры» вновь стали исключением. Жанна Фриске на роль сексапильной, властной и одновременно трогательно влюбленной ведьмы подошла как никто. Актрисой она оказалась очень даже неплохой, по крайней мере, уровень игры ее выше, чем у иных девушек с профессиональным актерским образованием. К месту оказался и Илья Лагутенко в почти привычном для себя образе маньяка-вампира.
Главной идеей, объединяющей обе части «Дозоров», стала идея ответственности человека за свои поступки и за свои слова. Антон Городецкий хотел избавиться от ребенка – и тот стал темным «иным». Светлана прокляла себя – и в результате чуть не погубила весь город. В мире постоянно идет борьба Добра со Злом, и нам надо помнить об этом – ведь каждый день мы делаем выбор между Добром и Злом, между «светлой» и «темной» стороной. Надо следить за тем, что мы говорим. Думать, прежде чем обращаться к колдунам и знахарям.
Эта идея чётко читается в «Дозорах», правда, она затеняется иронией и игрой, которой буквально пропитаны оба фильма. Что поделаешь, постмодернизм с его иронией, бесчисленными цитатами, нарочитым неэстетизмом (вроде рвоты Городецкого кровью или рубки мяса вампиром, когда в рапиде разлетаются красно-розовые куски), – почти безраздельно правит современным искусством. Ирония читается во всем – шарик на резиночке (любимая игрушка детей 90-х) становится грозным оружием «темного» Городецкого-младшего, целлулоидная куколка превращается в монстрика-паука, на кадрах аварии машины Антона и Светланы звучит песенка «Крепче за баранку держись, шофер» и т.д. Все эти вампиры, ведьмы, «темные», «светлые» – всё это так не всерьез.

Колорит фильмов мрачноват. И всё же авторы радуют нас концовкой, и ликующий возглас Гесера «Судьба!» – шикарная оптимистичная точка, оставляющая нам надежду, что мы еще можем исправить свои неосторожные поступки и забыть ненужные, глупые мысли и слова. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий