воскресенье, 27 августа 2017 г.

Операция "Ы" и другие приключения Шурика

Производство: СССР
Год: 1965
Режиссер: Леонид Гайдай
В ролях: Александр Демьяненко, Наталья Селезнева, Алексей Смирнов, Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Михаил Пуговкин, Виктор Павлов, Владимир Басов, Рина Зеленая, Владимир Раутбарт, Валерий Носик, Георгий Георгиу, Зоя Федорова, Виктор Зозулин, Владимир Владиславский, Мария Кравчуновская
Моя оценка: 10 из 10



Леонид Гайдай после своих знаменитых короткометражек и картины по новеллам О.Генри «Деловые люди» снял фильм, мгновенно поднявший его на вершину кинематографического Олимпа. «Операция «Ы» стала чемпионом проката 1965 года и входит в топ самых посещаемых фильмов СССР (за год проката его посмотрело 69,6 млн человек). Что же стало причиной такого бурного успеха?
Когда снимался этот фильм, Хрущев уже был отстранен от власти, но все же запущенная им «оттепель» еще продолжалась, и веселое, спокойное, оптимистичное настроение людей, как в зеркале, отразилось в этой ленте Гайдая. «Операция «Ы» – это прекрасная эксцентричная комедия, возрождающая традиции Чарли Чаплина, Бастера Китона, Гарольда Ллойда. При этом комедия остро современная и ориентирована в первую очередь на молодежь. Именно для молодежи здесь озорной с модными твистовыми и рок-н-ролльными ходами саундтрек, и стильно одетые герои (чего стоят хотя бы узкие брючки и остроносые туфли Шурика или бикини Селезневой), и сценки из студенческой жизни, которые близки каждому студенту.

Главный герой – веселый студент Шурик, который остроумно «приводит в чувство» зарвавшегося хулигана и тунеядца, прекрасно сдает экзамены, попутно заведя роман с красавицей Лидой, а в последней новелле в одиночку борется с тремя грабителями. На роль Шурика был выбран Александр Демьяненко, и это было стопроцентное попадание. Смешной, но умненький мальчик в очках моментально завоевал симпатии миллионов зрителей. Роль стала и счастьем, и проклятием Александра Демьяненко, которого после этого фильма уже не воспринимали ни в какой другой роли.
Гайдай вообще был мастером идеального выбора актеров. Вспомним роли второго плана и «эпизодников» в этом фильме. Наталья Селезнева – «хорошая девочка Лида», яркая, красивая и очень соблазнительная. Алексей Смирнов – пьяница и хулиган Федя. И снова роль была сыграна так ярко, что артиста многие считали и в жизни таким же алкоголиком. Владимир Басов – усталый и суровый милиционер. Михаил Пуговкин – суетливый и болтливый прораб. Виктор Павлов и Валерий Носик – незадачливые студенты-двоечники. Владимир Раутбарт – профессор («профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем, при нем»). Георгий Георгиу – сипящий и хрипящий сосед Лиды («а у меня горло, и голова»). Владимир Владиславский – хозяин базы, где «все уже украдено до нас». И наконец, знаменитая «троица» в своих привычных масках – Трус, Балбес и Бывалый. И все здесь – слаженный ансамбль, играют, словно песню хором поют. Во всех лучших фильмах Гайдая именно так взаимодействуют актеры.
Можно сказать, что в «Операции «Ы» был окончательно сформирован «фирменный» гайдаевский стиль. Каковы его слагаемые?
Во-первых, какая-то невиданная для советского кинематографа тех лет свобода, фантазия, бьющая просто ключом. Это игра с начальными титрами, это бесконечные гэги, смешные трюки и фантастические ситуации (герой растягивает батарею, как гармошку, превращается в негра, пробежав через дым от горящей смолы, парень и девушка, читая конспект, не замечают ничего вокруг, даже друг друга и т.д.).
Это фразочки-афоризмы, которые прочно вошли в нашу речь («Огласите весь список, пожалуйста», «Работа стоит, а срок идет», «Кто не работает – тот ест. Учись, студент», «Надо, Федя, надо»). Диалогов в фильме вообще немного, но буквально каждая фраза остроумна, каждая стала крылатым выражением, нашим «культурным кодом», по которому мы сразу можем вычислить «чужого».
Это оригинальные ракурсы съемок и динамичный монтаж, отличный, четкий ритм, «эхо» и параллелизмы (например, в новелле «Наваждение» – дорога до дома Лиды, которую легко прошли студенты, увлеченные чтением конспекта, – и все препятствия на их пути, когда они уже смотрели на эту дорогу). Любимый аттракцион Гайдая – погоня. В первой новелле она занимает почти всё время серии, а сколько там смешных трюков – и не перечесть. В третьей новелле таким трюковым аттракционом стала незабываемая дуэль Шурика и Балбеса.
Наконец, еще одна особенность стиля Гайдая – пародийность. В «Операции…» юмор очень светлый и не злой, но пародийные и сатирические моменты несомненно есть – например, вся советская система «воспитания» хулиганов и тунеядцев, когда с ними цацкаются, читают воспитательные речи про то, как «космические корабли бороздят просторы Большого театра» и чуть ли не санаторий с полным сервисом им устраивают. Режиссер предлагает свой метод, простой, но очень действенный – розгами по жопе. И наверняка именно этот метод понравился всем зрителям.
Со времени выхода «Операции «Ы» на экран прошло уже больше 50 лет. Уже нет в живых многих создателей картины и актеров. А фильм до сих пор смотрится. От него все так же веет свежестью, юностью и безоблачным счастьем. И уже новые поколения открывают для себя эту прекрасную комедию, всё так же смеясь и удивляясь немыслимым ситуациям и трюкам.  




            



Комментариев нет:

Отправить комментарий